Красная площадь — важнейшее историческое место российской столицы. Наиболее значимые для страны события так или иначе связаны с ней. Поэтому то, что Государственный Исторический музей находится именно здесь не кажется случайным. Рядом — Московский Кремль, напротив — Собор Василия Блаженного, а здесь — царит сама История.
Историческая справка
Но так было не всегда. В XVIII веке здесь располагались Бурмистерская палата (орган местного самоуправления) и Земской приказ, ведавший управлением города и охраной правопорядка. Позже, часть помещений была передана Главной аптеке, а затем на этом месте была устроена аустерия — что-то вроде трактира или гостиницы. После аустерии здание Бурмистерской палаты занял сформированный по инициативе Ломоносова Московский университет.
Однако в середине XIX века в кругах российской интеллигенции стала зреть идея о необходимости создания музея, повествующего об истории страны. К тому же, к этому времени набралось довольно много исторических реликвий и археологических находок, которые приютил Политехнический музей.
И вот в январе 1872 года инициативная группа подала цесаревичу Александру прошение об устройстве соответствующего музея. Тот, в свою очередь передал просьбу царствовавшему в то время Александру II. В феврале решение было принято и началось проектирование нового здания.
В 1875 году императорской комиссией был объявлен конкурс, призванный выбрать лучший проект нового здания, которое займёт место в северной части Красной площади. К строению предъявлялись следующие требования: оно должно было вписываться в архитектурный ансамбль Красной площади и нести в своём облике типично русские черты. Одновременно велись работы по разборке здания Земского приказа.
В конце лета были подведены итого конкурса, победителем которого стал проект, разработанный инженером Владимиром Шервудом и архитектором Анатолием Семёновым. Шервуд в основном занимался проектированием фасада и оформлением экспозиционных залов. Семёновым разрабатывались технические вопросы.
В 1876 году работа закипела. Площадка выравнивалась и укреплялась бутовой кладкой, дубовыми лежнями и цементом. Внутренние перекрытия сооружались из металлических конструкций, которые затем искусно обкладывались кирпичом. На стройке работало почти 600 каменщиков и подсобных рабочих.
Но с 1879 по 1881 год строительство приостановилось. Не хватало средств. Подготовка к коронации Александра III стимулировала окончание строительства. Работы были спешно завершены. А в 1883 году музей был открыт для посещения.
С тех пор по соседству с Кремлём стоит освещаемое солнцем здание, издали напоминающее пряничный домик. В его облике удачно совмещены достижения архитектуры того времени и хорошо узнаваемые элементы русского зодчества. В оформлении фасада использованы арки и шатры, гирьки и киотцы, кокошники и ширинки, аркатурные пояса и тянутые карнизы. Таким образом это здание не только стало домом для Исторического музея, но и родоначальником псевдорусского стиля в архитектуре.
В тревожные дни 1917 года музей чудом избежал разорения и разрушения, пока его сохранение не было взято под контроль Лениным и наркомом просвещения Луначарским. С 1928 года основным направлением работы музея стала пропаганда. В 1936 году, в рамках подготовки к 20-летию Октября, интерьеры были переоборудованы и «приведены в соответствие времени»: убрали лепнину и позолоту, закрасили портреты царей, демонтировали большинство скульптур.
В годы Второй Мировой войны наиболее ценную часть экспонатов эвакуировали. В 50-х годах работа музея была возобновлена, он также пополнился новыми экспонатами.
В 80-х годах прошлого века стало ясно, что здание сильно обветшало — ежегодно происходило более десятка аварий различной величины. К реставрации музея приступили в 1986 году, завершена она была в 2002-м. Во время реставрации постарались максимально восстановить исторический облик здания.
Примерно с этого времени в состав Государственного исторического музея входят: находящееся прямо у Кремля главное здание, стоящий рядом музей Отечественной войны 1812 года, Покровский собор на противоположной стороне площади, расположенные к востоку от Кремля палаты бояр Романовых.
Экспозиция и достопримечательности
В настоящее время Государственный исторический музей является крупнейшим учреждением такого рода на территории России и официально объявлен особо ценным объектом культурного наследия. Здесь сохраняются уникальные памятники археологии и нумизматики, древнерусской живописи и книгопечатания, коллекция оружия и произведений декоративно-прикладного искусства. Всего в музее имеется около 5 миллионов исторических предметов и более 14 миллионов документов. Также он является главным научно-методическим центром, координирующим работу краеведческих и исторических музеев Российской Федерации.
В 39 залах Государственного исторического музея перед глазами посетителей последовательно проходит вся история развития Российского государства, начиная с древнейших времён. Первое, что встречает гостей — это Парадные сени. Здесь на потолке восстановлено генеалогическое древо российских правителей в основании которого расположился киевский князь Владимир с княжной Ольгой. Восстановлению портретов помогло то, что в своё время приказ НКВД по их уничтожению был нарушен и портреты долгие годы были просто скрыты под слоем побелки.
Налево от Парадных сеней начинается ряд основных залов. Литерные залы отведены под экспонирование золотых предметов. Зал «А» знакомит с церковной утварью и своим оформлением подражает Стамбульскому собору Святой Софии. В зале «Б» выставлены золотые самородки, ордена и медали, монеты и наградное оружие. Зал «В» — демонстрирует ювелирные изделия разных эпох.
Дальнейшее продвижение по музею станет истинным погружением в историю. Первый зал представляет предметы жизни древних людей, относящиеся к эпохам раннего и среднего палеолита. В оформлении этого квадратного зала использованы орнаменты, скопированные с древних гончарных предметов.
Второй зал уже круглой формы. Он рассказывает о позднем палеолите. Лепнина и орнаменты зала созданы по мотивам орнаментов с археологических находок под Владимиром. Декоративный фриз, посвящённый эпохе каменного века работы Васнецова сохранился с 1885 года.
В третьем и четвёртом залах повествуется об эпохе мезолита и неолита. Экспонаты свидетельствуют о времени основания первобытной общины, её развитии, и упадке. Имеются предметы зарождающегося бронзового века.
Далее экспозиция уделяет много внимания скифской эпохе. Здесь представлены многочисленные находки, сделанные в скифских и мерянских курганах.
Зал седьмой и восьмой вводят посетителя во времена Великого переселения народов, показывают, каков был жизненный уклад людей в период Киевской Руси. Богатая коллекция экспонатов демонстрирует предметы быта, характерные для племён восточных славян, живших в IX-XII веках.
Зал, названный «Древнерусский город», относится к одному из наиболее интересных. Он отличается разнообразием экспонатов и красотой отделки. Основой экспозиции послужили находки, сделанные под Новгородом.
Следующие залы последовательно иллюстрируют разные этапы развития Древнерусского государства, начиная с периода феодальной раздробленности. Много внимания уделяется не только быту, но и культуре Древней Руси.
Далее посетитель продолжит своё путешествие во времени, попав уже в более близкие временные эпохи. В них подробно рассказывается и наглядно иллюстрируется о том, как жили в Допетровское время.
Затем, не менее подробно, представлена эпоха Петра Великого и последующие годы формирования России. Оформление каждого из залов соответствует стилю времени, которому посвящена соответствующая экспозиция. В них много личных вещей, акварелей и живописных работ, декоративных изделий, которые помогают прочувствовать те времена.
Исторический музей — не застывшая в глубине веков структура. Он живёт активной современной жизнью. В нём регулярно проходят различные выставки — раритетов из фонда музея, картин современных живописцев, исторических артефактов и роскошных драгоценностей. Образовательные программы для подрастающего поколения составляют большую часть работы музея. Мастер-классы, в том числе и для слабовидящих детей, — ещё одно из направлений работы музея (например: по изготовлению изделий из глины, реконструкции средневековых обычаев, историческому танцу, изготовлению старинных музыкальных инструментов). Также здесь регулярно проводят лекции и научные конференции, концерты и демонстрации документальных фильмов, балы и детские праздники. Такая активная деятельность музея доказывает, что история, отнюдь не дряхлая и скучная старушка, а почтенная дама, не имеющая возраста, общение с которой интересно и увлекательно!