Подмосковный Версаль – такое прозвище в честь своего французского предшественника в золотой век русской литературы получил величественный музей-заповедник «Архангельское» в Москве. Версаль – значит роскошный, великолепный, бесподобный дворцово-парковый ансамбль, достойный принять самых высоких лиц государства.
И действительно, на протяжении нескольких столетий музей-заповедник гостеприимно встречал российских императоров и членов их семей, знатных вельмож и видных деятелей: историков, музыкантов, художников, писателей и поэтов. Да и сами хозяева великолепной усадьбы были далеко не последними людьми в Российской империи и играли значимую роль в жизни страны.
Особенно это относится к последним владельцам усадьбы – четырем поколениям княжеской семьи Юсуповых, род которых был одним из богатейших в государстве. Не случайно в 2005 году русский предприниматель Сулейман Керимов решил построить неподалеку от «Архангельского» Рублево-Архангельское — «городок миллионеров», в котором должны были жить самые богатые люди России.
Князья Юсуповы были не только знатны и богаты, но и глубоко преданы Отечеству. В 1900 году Зинаида и Феликс Юсуповы – последние из рода Юсуповых, кому принадлежала усадьба до национализации большевиками, — даже составили завещание, в котором, в случае пресечения своего рода, передавали дворцово-парковый комплекс со всеми хранящимися в нем ценностями в собственность империи.
Усадьба «Архангельское»: история и достопримечательности
История подмосковной усадьбы начинается во времена Ивана Грозного. В документах, относящихся к первой половине XVI века, «Архангельское» упоминается как село Уполозы, которое получило такое название в честь своего первого владельца Алексея Уполоцкого. В эти же годы в селе была построена деревянная церковь Архангела Михаила. Затем Уполозы перешли во владение бояр Киреевских, а в 1640 году к боярину Федору Шереметьеву.
Боярин Шереметьев вошел в историю как видный деятель, который способствовал воцарению Романовых на престоле русского государства. В 1613 году он привез в Москву скрывающегося от боярской опалы Михаила Романова, а позднее сопроводил освобожденного из плена отца первого царя из династии Романовых – Филарета Романова, ставшего впоследствии патриархом Руси.
Следующими владельцами села стали князья Одоевские. Именно при них оно стало называться Архангельским. В начале 1660-х годов Одоевские приказали своим крепостным разобрать старую деревянную церковь и возвести на ее месте белокаменный храм Архангела Михаила. Руководил работами зодчий Павел Потехин, который тоже был крепостным. При Одоевских расширилась и территория вокруг храма: появились княжеские хоромы, баня, конюшня, скотный двор, мельница, амбары, ледник для хранения продуктов и прочие хозяйственные постройки, оформился небольшой сад.
После князей Одоевских Архангельским владел князь Михаил Черкасский, а в 1703 году оно перешло к князю Дмитрию Голицыну. Петровская эпоха, насыщенная событиями, не позволяла князю уделять время имению. Во время правления Петра I, а после и Екатерины I, занявшей престол после смерти мужа, Голицын занимал высокое положение при дворе и был удостоен высших государственных наград от императорской четы.
Однако после трагической кончины Петра II, сменившего на престоле Екатерину, князь очень скоро попал в немилость к императрице Анне Иоанновне, восхождению на престол которой сам же и способствовал, так как был в числе аристократов, которые предложили Анне своего рода «бартер».
Для того чтобы стать императрицей племянница Петра Великого должна была подписать кондиции, которые ограничивали ее собственную власть, но давали неограниченные возможности Верховному тайному совету. Анна согласилась на условия, но, став императрицей, разорвала предложенные кондиции, не сдержав слова. Дмитрий Голицын оказался в опале и уехал в Архангельское. Привыкнув к своему новому месту жительства, он решил основательно заняться его обустройством: разбил великолепный сад, начал строить оранжереи и возводить двухэтажный дом.
Однако он не успел закончить: в 1736 году по приказу императрицы Анны он был арестован и скончался через год в Шлиссельбургской крепости. Архангельское было конфисковано, но через пять лет возвращено сыну Дмитрия – Алексею Голицыну. Алексей никакого участия в судьбе усадьбы не принимал, чего нельзя было сказать о его сыне – князе Николае Голицыне.
Внук Дмитрия Голицына, яркий представитель века Просвещения, получил образование в Швеции и Франции. Он исколесил много европейских стран и нередко выполнял дипломатические миссии по поручению самой Екатерины Великой. Как и когда-то его дед при Петре I, Николай дослужился до сенатора и получил чин тайного советника.
В 1783 году он решил взяться за Архангельское и уже в 1784 году начал возведение Большого дворца и строительство двух плотин на речке Горятинке. Плотинами занимался шведский инженер Иоганн Норберг. Благодаря его труду в Архангельском появились пруды, снабжающие водой всю усадьбу. После строительства плотин у князя появилась возможность установить в парке фонтаны.
Большой дворец
Архитектором Большого дворца стал француз Шарль де Герн. Дата начала строительства, 1784 год, известна доподлинно, так как во время реставрационных работ музея-заповедника была обнаружена закладная доска с точным указанием даты. Большой дворец строился на протяжении 40 лет, поэтому завершал строительство уже другой владелец усадьбы – князь Николай Юсупов.
Отличительной особенностью Большого дворца стали римско-коринфские, тосканские и римско-ионические колонны, которые украсили все фасады, переходы от флигелей к северному фасаду и бельведер. Оригинально и вместе с тем лаконично в общий архитектурный ансамбль вписались разные по высоте этажи — первый был значительно выше второго: в нем расположились парадные залы для приема гостей.
На втором этаже разместились жилые покои владельцев усадьбы и библиотека, которая пополнилась богатым собранием книг при князе Николае Юсупове. Большой дворец представлял собой летнюю резиденцию, так как в нем было большое количество окон и застекленных дверей. Бело-желтая расцветка здания удачно гармонировала с зеленью парка и цветниками.
В конце XVIII века в парке перед южным фасадом появились две роскошные террасы с красивыми мраморными балюстрадами и большой партер с боскетами. Балюстрады украсили большими вазами и статуями античных богов и философов, имена которых по обычаю века Просвещения должны были знать все гости усадьбы. На террасах разбили богатые цветники. Архитектором всего этого великолепия стал итальянец Джакомо Тромбаро.
В 1829 году террасы реконструировали, и с тех пор они остались неизменными. Из множества скульптур, преимущественно итальянского происхождения, установленных в парке Архангельского в конце XVIII — начале XIX веков, до наших дней дошло более 150 статуй.
Дворец Каприз
В западной части парка в противовес летнему Большому дворцу был построен небольшой зимний дворец Каприз, к которому примыкало здание библиотеки. Архитектором Каприза стал Джованни Петонди, по воле случая тоже приходившийся итальянцем. В 1818 году зимний дворец был перестроен архитектором Евграфом Тюриным. Отличительной особенностью Каприза стала проведенная в него система отопления, которая позволяла владельцам Архангельского оставаться в имении в зимнее время.
Также при князе Николае Голицыне на обрыве Москвы-реки были построены две восхитительные оранжереи, Кладовая над оврагом и Конторский флигель (при Николае Юсупове Кладовая и флигель были перестроены).
К концу XVIII века Голицын был уволен со службы и постепенно разорился. Строительство Большого дворца было приостановлено. В 1809 году его не стало, и вдова князя решила продать Архангельское за очень большие по тем временам деньги – 245 000 рублей. Николай Юсупов купил Архангельское в 1810 году, и в дальнейшем, вплоть до революции 1917 года, усадьба принадлежала княжескому роду Юсуповых. На покупку усадьбы были и другие претенденты, но они боялись не потянуть требующий немалых вложений дворцово-парковый комплекс.
Николай Юсупов был одним из первых лиц в государстве, хорошо зарекомендовавшим себя еще при Екатерине II. Он был сенатором, тайным советником, руководителем дирекции Императорских театров, почетным членом РАХ, директором Эрмитажа, министром Департамента Уделов, а также выполнял многие другие важные государственные функции. Почти всю свою жизнь он посвятил служению империи, и императоры, сменявшие российский престол, отмечали его деятельность высокими наградами.
На коронации Павла I, а затем Александра I и Николая I, Юсупов исполнял обязанности верховного маршала. Именно он и его заслуги стали причиной приезда в Архангельское сначала Александра I, а затем и Николая I. После этого посещение усадьбы членами императорской семьи стало в порядке вещей: все последующие императоры — Александр II, Александр III и Николай II — приезжали к гостеприимным и преданным отчизне Юсуповым.
Памятник Пушкину
Князь Юсупов много путешествовал по Европе и водил дружбу с видными деятелями того времени. В числе его друзей был Александр Пушкин, который неоднократно бывал в Архангельском и восхищался не только великолепной усадьбой с богатой коллекцией редких книг, скульптур и картин, но и самим владельцем. Пушкин посвятил князю послание, которое позже было запечатлено на памятнике Пушкину, который в Архангельском в 1903 году установили Феликс и Зинаида Юсуповы.
Памятные стелы императорам
Николай Юсупов всю свою жизнь восхищался Екатериной Великой и поэтому построил в ее честь храм-памятник, а в честь приездов в Архангельское императоров Александра I и Николая I распорядился установить две колонны – памятные стелы. Еще одну стелу императору Александру III в конце XIX века установили потомки князя. Кроме того, при Юсупове был построен Чайный домик, Святые ворота и Глинобитная ограда.
Театр Гонзага
Самым главным достижением князя стал первый в стране театр декораций, построенный в 1818 году по проекту архитектора Осипа Бове и названный в честь выдающегося итальянского декоратора Пьетро Гонзага. Открытие театра было приурочено к приезду в Архангельское императора Александра I.
После смерти князя усадьба перешла к его сыну Борису, затем досталась Николаю Юсупову-младшему, который трепетно относился к реформаторской деятельности Александра II. После убийства императора народовольцами, князь Юсупов построил в Архангельском Триумфальные ворота в его честь, которые не дошли до наших дней. Также внук Николая Юсупова построил на территории усадьбы Розовый фонтан.
Храм-усыпальница Юсуповых
Николай Юсупов завещал Архангельское своей дочери Зинаиде и ее мужу Феликсу Юсупову, взявшему после свадьбы фамилию жены. В 1908 году в семье Юсуповых случилась трагедия – на дуэли погиб их сын Николай. Поэтому княгиня Юсупова решила возвести в Архангельском семейный храм-усыпальницу — «Колоннаду», строительство которой под руководством архитектора Романа Клейна шло с 1909 по 1916 год. Однако из-за последовавшей в 1917 году смены власти в стране в «Колоннаде» не был похоронен ни один из членов семьи Юсуповых.
После национализации в усадьбе разместился историко-художественный музей, а в 1934 году на месте оранжерей Голицына возвели корпуса военного санатория, которые не только уничтожили тысячи видов диковинных растений, но и повредили систему водоснабжения фонтанов.
В послевоенные советские годы в Архангельском базировался спортклуб ЦСКА. И только в начале XX века началась реконструкция усадьбы, превратившая ее в полноценный музей-заповедник – яркую достопримечательность XVIII-XIX веков.
Стоимость билетов в музей-заповедник «Архангельское»
На момент написания данной статьи (сентябрь 2017г.), прогулка по парку, посещение Кладовой над оврагом или Конторского флигеля (каждого объекта по отдельности) стоит 150 рублей, «Колоннады» – 100 рублей, дворца – 300 рублей, парка и дворца вместе – 400 рублей. Единый билет в дворцово-парковый комплекс обойдется туристам в сумму 550 рублей. Актуальную информацию о стоимости билетов Вы можете уточнить на официальном сайте музея-заповедника здесь.
В музее действуют льготы для школьников, студентов и пенсионеров, а также выдаются бесплатные билеты для отдельных категорий граждан.