Музей-заповедник «Кусково» в Москве, принадлежавший некогда древнему роду Шереметевых, был свидетелем удивительных событий и торжественных минут. Роскошный дворцово-парковый ансамбль, созданный по большому счету в XVIII-XIX веках, неоднократно принимал высоких гостей.
В нем бывали императрица Елизавета I, польский король Станислав Понятовский – один из возлюбленных Екатерины II, генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин, с которым Екатерина тайно обвенчалась в 1774 году, и, конечно же, сама Екатерина Великая, обожавшая «Кусково».
Усадьба «Кусково»: общая информация
Усадьба была построена специально для приема гостей и ведения праздного образа жизни: здесь графы Шереметевы устраивали пышные приемы, давали роскошные балы, показывали гостям театрализованные представления, проходившие в крепостном театре, и организовывали разнообразные увеселительные гуляния, попасть на которые по определенным дням недели могли даже простые люди. Этими днями являлись воскресенье и четверг.
Вход на территорию усадьбы запрещался только выпившим или неопрятно одетым людям. В дни, когда в Кусково приезжала императрица Екатерина Великая, в усадьбу также допускался простой люд, и регулярный французский парк принимал в общей сложности до 30 000 гостей.
В XVIII веке усадьба Шереметевых представляла собой центр культурно-досуговой жизни страны, а в XIX веке превратилась в простую летнюю резиденцию членов семьи, в которой они отдыхали от мирской суеты, наслаждаясь потрясающими видами парка и очаровательных прудов.
В наши дни музей-заповедник «Кусково» приобрел славу одного из самых романтических мест в Москве. Молодожены обожают проводить здесь свадьбы и свадебные фотосессии. А все потому, что в конце века Просвещения в альковах усадьбы зародилась удивительная история любви между крепостной актрисой Прасковьей Ковалевой и графом Николаем Шереметевым, которая сломала все устоявшиеся каноны того времени.
Николай Шереметев заведовал в те годы крепостным театром и лично набирал актеров в театральную труппу. Прасковье было всего 7 лет, когда она пришла на пробы к графу. Удивительный талант девочки покорил Шереметева, и через три года она уже блистала на сцене, а в 12 лет стала главной крепостной актрисой театра. Шереметев подобрал для Прасковьи сценический псевдоним – Жемчугова.
Несмотря на значительную разницу в возрасте – 17 лет – юная крепостная актриса вскоре поняла, что влюбилась в доброго и благородного графа. Шереметев тоже полюбил кроткую и нежную девушку, талант которой оценила сама Екатерина II, побывавшая на одном из представлений театра. В тот день императрица, восхищенная чудесным пением актрисы, подарила Прасковье свое бриллиантовое кольцо.
Необыкновенная любовь графа и крепостной и блестящий талант Жемчуговой стали причиной лютой зависти, которую стали питать к девушке остальные крепостные актрисы и слуги. В итоге граф Шереметев решил увезти возлюбленную в усадьбу Останкино и тайно с ней обвенчаться.
Правила высшего общества не позволяли графу жениться на крепостной, поэтому он дал ей вольную, а затем составил новое генеалогическое древо, по которому Прасковья становилась дворянкой. Однако счастье новоиспеченных супругов длилось всего несколько лет. После рождения сына графиня Шереметева неожиданно для всех заболела и ушла из жизни. Позже выяснилось, что она была отравлена кем-то из крепостных графа.
Шереметев пережил супругу на шесть лет, и все эти годы отчаянно охранял сына Дмитрия, боясь повторения истории с отравлением. Перед смертью он написал мальчику письмо, в котором рассказал историю своей любви с Прасковьей и завещал присматривать за Странноприимным домом для бедняков и нищих, который он построил в память о любимой жене. Странноприимный дом Шереметева сегодня известен как НИИ Склифосовского.
История фамильной резиденции Шереметевых
Кусково принадлежало Шереметевым с конца XVI века. В начале XVII века во владении семьи находился небольшой участок земли с боярским двором, деревянной церковью и дворами крепостных.
Петровская эпоха стала временем расцвета Кусково. В начале XVIII века им владел пожалованный в графы фельдмаршал Борис Шереметев, который вошел в историю как выдающийся полководец, участвовавший в Северной войне, и человек, который привез в Россию будущую императрицу Екатерину I. Тогда Шереметев еще не знал, какую большую роль он сыграл в жизни государства, так как вез всего лишь подаренную ему пленную Марту Скавронскую, которая должна была исполнять обязанности служанки в его доме. Вскоре Скавронскую забрал к себе фаворит Петра Великого Александр Меньшиков, и уже в его доме произошла встреча Петра с Мартой. Впоследствии Марта стала любовницей Петра I, а затем и его законной супругой, ставшей в православии Екатериной Алексеевной.
С именем Бориса Шереметева связано также само название музея-заповедника «Кусково» — небольшой участок земли, на котором располагались барские постройки, он нередко называл «куском». После смерти графа в 1719 году Кусково перешло к его сыну, графу Петру Шереметеву, который едва достиг шестилетнего возраста.
В 1743 году граф Петр женился на дочери князя Алексея Черкасского, владевшего многочисленными землями в округе Кусково. Союз с Варварой Черкасской стал важной вехой в истории усадьбы: теперь граф Шереметев стал полновластным владельцем 230 гектаров земли и смог развернуть полномасштабное строительство будущего увеселительного центра страны.
При нем были построены все основные постройки усадьбы: церковь Спаса Всемилостивого, Голландский и Итальянский домики, дворец, называвшийся в то время «Большим домом», павильоны Эрмитаж и Грот, большая каменная оранжерея, Воздушный театр, кунсткамера, кухонный флигель, охотничий домик, зверинец и огромный французский регулярный парк.
Парковую зону с аккуратно подстриженными деревьями и газонами украшали чудесные цветники, беседки, многочисленные скульптуры львов и древнегреческих философов. Изюминкой парка являлись 17 роскошных прудов, в которых водилось много рыбы. Гости графской четы Шереметевых обожали заниматься их подкормкой.
Петр Шереметев добился главной цели, которую преследовал, начав строительство дворцово-паркового ансамбля: Кусково стало одним из любимейших увеселительных мест императриц Елизаветы I и Екатерины II, и, следовательно, одним из главных культурных центров страны.
В 1788 году Кусково перешло в собственность сына Петра, Николая Шереметева, того самого графа, который осмелился полюбить крепостную актрису Жемчугову и жениться на ней вопреки всему. Начав карьеру с сержанта Преображенского полка, Николай дослужился до сенатора и поста командора мальтийского ордена, а в завершении своей карьеры получил должность директора над театральными зрелищами.
В 1809 году Кусково унаследовал единственный сын Прасковьи и Николая – граф Дмитрий Шереметев, который всю свою жизнь посвятил государственной службе и благотворительности. В 1824 году он взял на себя попечительство Странноприимного дома, который построил его отец, и содержал его до самой своей смерти. При нем в усадьбе был построен Швейцарский домик по проекту архитектора Леонтия Бенуа. В 1871 году усадьба перешла в руки последнего владельца – общественного деятеля и историка Сергея Шереметева, сына графа Дмитрия. В 1917 году, чтобы спасти Кусково от разорения, Сергей Шереметев передал его в руки большевиков.
В 1919 году в резиденции Шереметевых был открыт музей, который объединился в 1938 году с музеем керамики, и с тех пор является музеем-заповедником. Сегодня музей насчитывает около 6 000 произведений живописи, скульптуры, графики и предметов декора, относящихся к временам Российской империи.
Условно усадьбу Кусково можно разделить на три части: центральную, на которой располагался французский регулярный парк и основной дворцово-парковый комплекс, английскую с парком «Гай» и запрудную со зверинцем. До наших дней дошли центральная часть усадьбы, 3 пруда, летние домики разных стилей и церковь с колокольней.
Достопримечательности музея-заповедника «Кусково»
Церковь Спаса Всемилостивого
Деревянная церковь в Кусково была построена еще в начале XVII века. Однако Петр Шереметев решил возвести вместо нее богатый каменный храм в стиле барокко. Строительство церкви шло с 1737 по 1739 год. Сегодня эта церковь является охраняемым памятником архитектуры XVIII века.
Голландский домик
Двухэтажный Голландский домик был возведен в 1749 году на берегу одного из прудов усадьбы. Внешне он напоминал настоящее голландское жилище. В нем располагались садовый павильон, гостиная и кухня. Домик окружали чудный сад и красивые беседки.
Павильон Грот
Изящный каменный Грот на трехступенчатом цоколе был предназначен для отдыха гостей в жаркие дни. Он был построен архитектором Федором Аргуновым в 1755-1761 годах. Главной особенностью Грота были изумительные внутренние интерьеры, выполненные в стиле подводного мира, которые заставляли людей забыть обо всем на свете и погрузиться в мир морской стихии.
Итальянский домик
Домик представлял собой небольшой дворец, который предназначался для приема небольшого количества гостей. Он был построен денщиком Юрием Кологривовым в 1754-1755 годах. Особенностью дома являлось редкое собрание произведений искусства, размещенное в нем.
Павильон Эрмитаж
Эрмитаж, построенный в 1765-1767 годах, был выполнен в стиле барокко, и служил домиком для уединения близких друзей графа. На первом этаже размещались комнаты для прислуги, в которых подавались горячие блюда, напитки и разнообразные закуски. А на втором этаже, подняться на который можно было только с помощью лифта, находились увеселительные залы для гостей.
Большой дом
Строительство Большого дома шло с 1769 по 1775 год. Руководил проектом русский архитектор Карл Бланк. Дворец был построен в стиле русского классицизма и в духе русского деревянного зодчества. Он состоял из двух этажей – нижнего парадного и верхнего антресоли. Хозяйственные помещения и винные погреба находились в каменном цоколе. К парадному входу вели боковые пологие пандусы для карет и центральный лестничный марш.
Основной декор фасада составили три портика с колоннами, причем на фронтоне центрального портика отчетливо выделялись вензель «PS» — английские инициалы Петра Шереметева — и резной герб графской семьи. Отделкой фасадов дворца и внутренних интерьеров занимался скульптор-декоратор из Германии Иоганн Юст.
Залы дворца были построены в модном для XVIII века анфиладном порядке, то есть можно было переходить из одной комнаты в другую и так обойти все залы. Вестибюль, Карточная комната, столовая, бильярдная, Парадная спальня, Картинная галерея, Шпалерная гостиная, Диванная, Малиновая гостиная, библиотека и танцевальный зал составляли парадные залы Шереметевых, предназначенные для приема гостей. Они были украшены великолепными картинами голландских, итальянских, немецких и французских живописцев, обманками-натюрмортами, вазами, скульптурами, зеркалами, каминами, декорированы потолочной росписью и гобеленами.
Личные покои и рабочие кабинеты графской семьи не сияли такими лоском и шиком, которыми были окружены парадные залы. Та же парадная Малиновая гостиная была обита натуральным малиновым шелком, на полу лежал трехцветный паркет из двух видов дуба и березы, в центре комнаты располагался резной золоченый футляр с музыкальным механизмом внутри — «органчиком» работы Павла Споля, который ежечасно исполнял оперные мелодии.