«Все, что я пережил, все, чем еще живу, все чудится мне здесь во сне и наяву…» — эти трогательные строки русский поэт Петр Вяземский посвятил когда-то своей любимой подмосковной усадьбе, ныне музею-заповеднику «Остафьево» в Москве.
Сегодня «Остафьево» представляет собой уникальный музейный комплекс, в котором выдающийся литератор эпохи сентиментализма Николай Карамзин на основе древнейших летописей создавал первый в империи многотомный труд «История государства Российского», ведущий исчисление от древнейших времен и до губительного для страны Смутного времени. Начинания талантливого автора поддержал сам император Александр I, назначивший его российским историографом.
«Остафьево» вошло в историю литературы как «Русский Парнас», названное так великим русским поэтом Александром Пушкиным в честь священной горы Парнас, на которой находился чудотворный Кастальский источник, именуемый древними греками «ключом поэтического вдохновения». Любой человек, который пил воду в этом источнике, становился великим поэтом.
В усадьбе поэтами, конечно же, не становились, но именно здесь черпали вдохновение многие писатели и поэты Золотого века русской поэзии – Константин Батюшков, Александр Грибоедов, Адам Мицкевич, Николай Гоголь, поэт и наставник будущего императора-освободителя Василий Жуковский, да и сам Пушкин. Не говоря уже о владельцах усадьбы князьях Вяземских, которые являлись видными литераторами и поэтами.
«Остафьево» навсегда закрепилось также и в истории русской аэронавтики. Так как именно здесь в 1804 году произошло знаковое событие в жизни страны: на территорию усадьбы приземлилась первая в империи женщина, освоившая небо на воздушном шаре. Это была княгиня Прасковья Гагарина, впоследствии породнившаяся с родом Вяземских: в 1811 году ее дочь Вера Гагарина вышла замуж за поэта Петра Вяземского, сына основателя усадьбы.
История знаменитой усадьбы «Остафьево»
Село Остафьево, в котором была возведена знаменитая «литературная» усадьба, известно со времен Ивана Калиты, то есть с XIV века. Сама усадьба появилась в документах в начале XVII века. До того как ее приобрел князь Андрей Вяземский, она меняла одного владельца за другим.
В середине XVIII века владельцем села стал фабрикант Козьма Матвеев, который в течение последующих десяти лет обустраивал усадьбу, ключевым ее звеном сделав липовую аллею. Он собирался построить церковь, но не успел, поэтому храм Святой Троицы возводился уже на средства вдовы фабриканта Анисьи. Впоследствии недалеко от святыни возвысился двухэтажный дом Вяземских.
Литератор Андрей Вяземский купил усадьбу и село в 1792 году, продав свое наследственное имение в знак бойкота родителям, которые были против его брака с иностранкой Евгенией О’Рейли. В тот же год у него родился наследник – Петр Вяземский, будущий поэт, писатель и близкий друг Пушкина.
У Андрея Вяземского уже были две дочери Екатерины, одна из которых была внебрачной, поэтому рождение мальчика было встречено им с восторгом. Кроме того, Вяземскому очень понравилась роскошная липовая аллея, которая позднее стала именоваться «аллеей поэтов», или «Русским Парнасом». Впоследствии последнее название стало употребляться в отношении всей усадьбы в целом.
При Андрее Вяземском был обустроен парк и отстроен Главный дом с двумя флигелями и галереями. В 1804 году состоялся брак внебрачной дочери Вяземского и Николая Карамзина, после которого историограф переехал в Остафьево и принялся за написание 12 томов истории, над которыми он трудился свыше 11 лет.
В 1807 году усадьба перешла к Петру Вяземскому, который безмерно любил ее и посвятил ей множество стихотворений. При нем усадьба обрела известность в литературных кругах: ее полюбили его друзья, в числе которых были знаменитые писатели и поэты.
После Петра Андреевича усадьбой владели его потомки – сын Павел Петрович, внук Петр Павлович. В 1898 году имение стало принадлежать графу Сергею Шереметеву, породнившемуся с родом Вяземских после женитьбы на сестре Петра Павловича. Именно Шереметев установил памятники выдающимся поэтам, побывавшим в усадьбе в начале XIX века, навсегда увековечив память об их посещении усадьбы.
После национализации усадьба стала музеем, хранителем которого вплоть до 1930 года был Павел Шереметев, сын последнего владельца усадьбы. В 1930-1950 годах музей превратился в советский пионерский лагерь, а в послевоенные годы стал домом отдыха Совета министров СССР. И только в 1988 году он вновь преобразился в литературно-исторический музей, а в 1995 году был признан объектом культурного и исторического наследия. Статус заповедника за усадьбой закрепился в 1903 году.
Достопримечательности усадьбы «Остафьево»
«Остафьево» — один из самых красивых музеев в Москве. Только красота его заключается не в обилии ярких достопримечательностей, а в спокойной обстановке и уединенности роскошных парковых аллей и Главного дома усадьбы. Кроме общеизвестных памятников природы и архитектуры, «Остафьево» окружают изумительные пейзажи.
На территории усадьбы течет река Любуча, в которой учился плавать юный Петр Вяземский, за Главным домом раскинулись овальная поляна Марсово поле, роща кенконс, состоящая из 121 деревца мелколистной липы, хвойная и березовая рощи. По другую сторону реки находится здание бывшей школы, в котором обучались Вяземские, а рядом с храмом расположились корпуса бывшей суконной фабрики. Продукцию этой фабрики в виде ковров сегодня можно увидеть на одной из экспозиций музея.
Интересный факт: князь Андрей Вяземский был человеком старой закалки и потому придерживался строгих методов в воспитании сына. Чтобы побороть боязнь юного Петра к темноте, он отправлял мальчика в парк одного темной ночью. А чтобы научить ребенка плавать, просто бросал его в реку. Эти варварские методы оказались действенны: Петр быстро перестал бояться темноты и научился плавать.
Липовая аллея «Русский Парнас» и знаменитые Карамзинские дубы
О цветущей липовой аллее, расположенной за Главным домом усадьбы, можно слагать легенды. Здесь когда-то бродили и черпали вдохновение для своих будущих произведений знаменитые писатели и поэты. В прохладной тени посаженных «шпалерой» лип, образующих своими кронами своеобразный коридор, прогуливался и Николай Карамзин, чтобы настроиться на написание очередной главы истории государства Российского. Самым старым липам в аллее перевалило за 200 лет, а самым молодым исполнилось 140. Последние липы были посажены во времена Петра Вяземского, когда тот решил удлинить аллею.
Карамзинские дубы были посажены в середине XIX века из желудей, которые привезла из Америки дочка Николая Карамзина Елизавета. В итоге дубы стали называть Карамзинскими, но не в честь дочери, а в честь ее знаменитого отца-историографа. Сегодня в сени этих дубов любят отдыхать и вспоминать прошлое литературной усадьбы молодые пары и семьи с детьми.
Храм Святой Троицы
Белокаменный храм в духе русского классицизма был возведен в Остафьево в 1781 году на средства Анисьи Матвеевой. В 1782 году он был освящен и начал функционировать. Однако кто являлся его архитектором неизвестно.
До национализации в церкви Святой Троицы хранились иконы, кресты и религиозные реликвии Вяземских и Шереметевых. Однако в 30-е годы XX столетия церковь была разорена. Восстановление и возрождение храма началось только в 1991 году, и сегодня все желающие могут прийти на службу в храм Святой Троицы.
Главный дом усадьбы «Остафьево»
Строительство двухэтажного кирпичного дома Вяземских с двумя флигелями и длинными открытыми галереями шло с 1800 по 1807 годы. Отделка дома проводилась в 1810-1820 годах. Архитектор его тоже неизвестен. По форме дом, выполненный в духе классицизма, напоминал лебедя (центральный корпус дома), раскинувшего крылья для полета (галереи с колоннами).
На нижнем этаже были расположены парадные залы для приема гостей, на верхнем – жилые комнаты владельцев усадьбы. Парадная лестница вела в вестибюль, в котором находилась богатая картинная галерея Вяземских. Дальше следовал Овальный зал, роскошные интерьеры которого приводили в восторг всех гостей. За Овальным залом шли столовая, библиотека, насчитывающая 5 тысяч книг, рабочий кабинет Андрея Вяземского, гостиная и парадная спальня. На втором этаже размещались спальни владельцев усадьбы и кабинет Николая Карамзина. Сегодня все эти залы – достояние музея, и посетить их может каждый желающий.
В 2013 году в Главном усадебном доме были завершены основные реставрационные работы: отделан фасад здания и восстановлен утраченный бельведер, поэтому туристы могут любоваться домом Вяземских в его первоначальном виде.
5 бронзовых памятников
В 1911-1913 годах парковую территорию усадьбы украсили 5 памятников, посвященных историку Николаю Карамзину, князьям Петру и Павлу Вяземским, поэтам Василию Жуковскому и Александру Пушкину. Инициатором их постройки стал граф Сергей Шереметев, решивший увековечить память великих людей, посетивших усадьбу и живших в ней. Все памятники отлиты из бронзы академиком Николаем Пановым и отличаются оригинальностью.
Памятник Карамзину состоит из лежащих на пьедестале семи томов истории, свитка восьмого тома и чернильницы с пером. На самом пьедестале красуется рельефный портрет российского историографа. Памятник Петру Вяземскому выполнен в форме бронзового бюста поэта. На пьедестале, на котором стоит бюст, высечены строки стихотворения, которые Вяземский посвятил своей любимой усадьбе. Памятник Павлу Вяземскому тоже состоит из пьедестала и установленного над ним бюста. На пьедестале изображены герб и факелы княжеской семьи, которые обозначают процветание рода.
Памятник Пушкину представляет собой статую поэта во весь рост, гордо и задумчиво стоящего на пьедестале. На одной из сторон монумента отлит барельеф с изображением поэта, восседающего в Овальном зале Главного дома. Памятник Василию Жуковскому отличается от остальных. Он стилизован под стихотворение наставника будущего императора России «Царскосельский лебедь», где на каждой из четырех граней постамента красуется лебедь, символизирующий разные периоды жизни от рождения и до смерти. На монументе отлито изображение Жуковского.
Горбатый мостик и «Храм Аполлона»
Белоснежный Горбатый мостик, названный так из-за своей выгнутой дугой формы и переброшенный через небольшой живописный пруд, ведет к «Храму Аполлона» — беседке, в которой любили отдыхать князья Вяземские, граф Шереметев и их гости. В этой беседке поэты прятались от дождя, вели задушевные беседы и просто отдыхали, наслаждаясь неподвижной гладью воды и окружающими пейзажами.
Символично название беседки, так как Аполлон являлся покровителем творческих людей, а значит здесь поэты собирались с мыслями и сочиняли строки своих будущих шедевров. Сегодня «Храм Аполлона» и изящный Горбатый мостик, воссозданный в 1999 году, – любимые достопримечательности молодоженов и туристов, которые обожают фотографироваться на их фоне.
Выставки, экспозиции и экскурсии в «Остафьево»
В «Остафьево» причудливо переплелись прошлое и настоящее: литературные вечера, которые стали проводиться в усадьбе еще при Петре Вяземском, сегодня превратились в поэтические и литературно-музыкальные праздники, фестивали-конкурсы, бал-маскарады, спектакли и концерты, посвященные творчеству Пушкина, Карамзина, Петра Вяземского и его потомков.
В Государственный музей с гастролями приезжают лауреаты международных конкурсов, писатели, поэты, народные артисты, певцы и солисты различных ансамблей. Но это еще не все. В «Остафьево» функционируют регулярные экспозиции и временные выставки. Они расположены в Главном доме усадьбы и в открытом в 2006 году Кабинете медали.
Одна из экспозиций Главного дома посвящена истории усадьбы и судьбам ее владельцев. Другая повествует о жизни и творчестве Николая Карамзина, который жил и творил на втором этаже Главного усадебного дома. Третья экспозиция посвящена убранству дома: изысканным интерьерам парадных залов, предметам декоративно-прикладного искусства, графике, живописи и мебели. В Кабинете медали находится роскошная экспозиция «300 лет медали в России». Она включает в себя наградные плакетки, медальоны и свыше 20 000 медалей XVIII, XIX и XX веков.
В Главном доме усадьбы размещены также и три временные выставки, посвященные 100-летию Октябрьской революции 1917 года, дворянскому бисерному рукоделию XVIII-XIX веков и проектным работам выдающихся архитекторов, художников и скульпторов, которые были представлены в 2016 году для участия в конкурсе на строительство в Москве памятника историографу Карамзину.
Кроме того, для туристов и гостей в здании функционируют художественный салон и кафе, в котором можно вкусно и недорого перекусить.
В музее-заповеднике проводятся обзорные и тематические экскурсии, которые нужно заказывать предварительно. Они включают посещение постоянно действующих экспозиций и выставок, размещенных в Главном доме, и храма Святой Троицы. Все желающие могут также принять участие в образовательном квесте, посвященном «тайнам остафьевского парка», ночной парковой экскурсии или различных интерактивных программах. Молодожены могут запечатлеть памятный день свадьбы фотографированием в знаменитой липовой аллее или на фоне других достопримечательностей усадьбы.
Режим работы музея и стоимость билетов
Главный остафьевский дом работает ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме выходных – понедельника и вторника. В пятницу посетители принимаются по режиму «короткого дня» — до 17:00.
Парк, в отличие от Главного дома, открыт с 08:00 до 20:00. Причем в период с 08:00 до 10:00 все посетители входят в парк бесплатно. Кабинет медали работает с 10:00 до 16:00 в среду, четверг и пятницу.
В последний четверг каждого месяца в музее-заповеднике проводится «День открытых дверей», когда все посетители усадьбы получают право на бесплатный вход в Главный дом и парк. В этот день оплачивается лишь экспозиция, посвященная убранству дома.
На момент написания статьи вход в парк музея-усадьбы стоит в пределах 20-40 рублей, самостоятельное посещение экспозиций и выставок – 100-200 рублей, экскурсии по усадебному парку – 150-200 рублей, экскурсии по Главному дому усадьбы – 120-400 рублей, экскурсия в храме – 50-70 рублей.
Образовательный квест обойдется туристам в сумму 1 500 рублей с группы (максимальное количество гостей в группе – 7 человек).
Лекции, концертные, образовательные и литературные программы стоят в среднем от 150 до 800 рублей, фотосъемка на территории усадьбы – 100 рублей.
Детям до 16 лет, ветеранам Великой Отечественной войны и другим льготным категориям граждан вход в музей-усадьбу бесплатный.